Мошенников в мобильных сетях, невзирая на усилия операторов связи и даже контент-провайдеров, менее не становится. Это естественное соревнование "брони" и "снаряда": когда абоненты перестают клевать на 1 метод обмана, бандиты сразу придумывают новый. Хотя, есть несколько мер безопасности, которые способны минимизировать риск "влипнуть" в такие схемы "сотового развода".
Оставим в стороне антифродовые системы операторов связи, штрафы и особые фильтры на CPA-системах или в биллинге, призванные обнаруживать телефонные номера мошенников. Всё это - не для обычного пользователя. Сосредоточимся на пассивных сервисах безопасности, которые доступны всем без исключения пользователям мобильной связи. Лишь с той оговоркой, что их внедряют, в основном, большие операторы связи федерального масштаба.
Сколько стоит
Большая часть пострадавших абонентов, как показывают исследования операторов "Огромной тройки", веруют мошенникам, когда те утверждают, что премиальные SMS стоят 10 или 50 руб.. Подобных расценок на рынке просто нет. Если это не локальный проект оператора связи или общероссийская акция, в которой все компании принимают участие на добровольной или даже добрвольно-принудительной основе (как это было с короотким номером "1945" не так давно), то стоимость звонка не может оказаться менее 150 руб..
Наиболее простой метод защиты от мошеннических действий - точно знать стоимость звонка на какой-либо короткий номер. Теперь сервисы с информацией о стоимости звонков есть у МТС и "МЕГАФОН" ("Инфоконтент" и "Сотовый прайс" соответственно), лишь "ВЫМПЕЛКОМ" отказывается вводить подобный сервис.
Чтоб воспользоваться сервисом, требуется лишь только отослать бесплатное SMS-сообщение со знаком "?" (для МТС) или "$" (для "Мегафона") на короткий номер, который требуется проверить. В ответ придёт SMS следующего вида: "Исходящее SMS на номер XXXX: стоимость XX руб. с НДС; Входящее SMS с номера XXXX: стоимость 0,00 рубля с НДС, контент-провайдер "Имя провайдера", тел. X(XXX)XXXXXXX, WEB: http://www.cont-prov.ru". Есть и альтернативные варианты того же сервиса - например, абонент МТС может отослать SMS с текстом XXXX (цифры короткого номера) на сервисный номер 2282. А пользователю "МЕГАФОН" требуется набрать USSD-запрос *107*короткий номер# и нажать клавишу вызова.
Стоит учитывать, что премиальные номера с платным контентом могут быть лишь четырехзначными. Если это, например, шестизначный номер - значит, речь идёт о локальном проекте оператора связи, и тарифицироваться он будет как-то иначе. Для его проверки будет нужно звонить в абонентскую службу оператора связи.
Сотовые запреты
Результативный метод защиты от сотовых мошенников (который, к слову, действует и против некоторых вирусов для сотовых телефонов) - тотальный запрет на отправку коротких текстовых сообщений на четырехзначные контент-номера. Реализуется этот вариант, естественно, не в телефоне пользователя (впрочем для коммуникаторов наверное возможно было бы написать такую программу и с успехом её продавать), а на оборудовании провайдера услуг связи.
Операторы не горят желанием предоставлять пользователям такую возможность, однако определенные меры безопасности им всё же приходится вводит. В первую очередь, запрет отправки SMS на короткие номера есть почти на любом корпоративныом тарифном плане - как правило услуга называется "Запрет информационно-развлекательных услуг (за исключением голосовых услуг)".
Во-вторых, мелкие операторы как правило вводит подобные сервисы и для "частников", т.к. это является дополнительным конкурентным преимуществом - например, такая возможность есть у "Скай Линка". У операторов "Огромной тройки" о возможности запрета нередко отдельно не сообщается, однако она "зашита изначально" в некоторые тарифные планы, ориентированные на детей и подростков - например, "Классный" у МТС. В-третьих, такие сервисы присутствуют во массы проектах "виртуальных" операторов связи, которые выводятся на рынок по принципу "ничего лишнего": доступны лишь базовые услуги в виде голоса и SMS. Ну и, естественно, на специальных тарифах для пользователей USB-модемов возможность отправки SMS на короткие номера часто бывает "урезана".
Единственным оператором "Огромной тройки", имеющим сервис ограничения SMS-запросов, пока остаётся "МЕГАФОН". За 150 рублей в мес. абонент может оградить себя от этой напасти, подключив опцию услуга "Стоп-Контент". Ценообразование в этом случае, естественно, странное; запрашивая за услугу половину среднероссийского ARPU, оператор, возможно, пробует хотя бы не уменьшить свои доходы.
Полезная информация
Еще 1 способ выявления сотовых мошенников, которые "маскируются" под законопослушных поставщиков контент-услуг - вдумчивое изучение возможных методов "нападения". Специально для этого операторы "Огромной тройки" создали информационные сайты - последним это сделал столичный "МЕГАФОН".
Раздел о защите на официальном сайте МТС "закопан" в разделе "Безопасность"; без подготовки его может отыскать лишь целенаправленный посетитель, да и то не любой. Информация неплохо структурирована - ясно, как предоставляются контент-услуги, кто подобные сотовые мошенники, и как компания с ними борется. Лишь вот способы сотового мошенничества изложены наиболее общие. В специальном PDF-файле всего 6 пунктов: от распространения вредоносных программ до мошеннической подписки на разные платные сервисы. Есть не только лишь описание того, что это из себя представляет с примерами обращений, но еще и рекомендации по противодействию. Абсолютно правильно подмечено, что "большая часть мошеннических сервисов, схем и уловок построено на использования доверчивости и эмоциональности людей. Чаще всего абоненты веруют абсурдным обещаниям мошеннических сервисов и не проверяют условия предоставления какой-либо услуги". Правда, нигде не написано крупными буквами о том, что делать в случае, если абонент стал-таки жертвой мошенников (в этом случае нужно оформлять письменную жалобу оператору связи).
Сайт "ВЫМПЕЛКОМА" куда как более информативен - тут все разделено на 4 логичных раздела: от общих рекомендаций и популярных схем мошенничества до инструкций тем, кто всё же попался на уловки мошенников. Хотя, в раздел поддержки хорошо было бы добавить советов (например, если мошенники действуют при помощи SMS, то нужно сфотографировать это сообщение, а если встретился мошеннический сайт - сделать скриншот и сохранить адрес). Нет и типовых примеров жалоб оператору связи. Более того, стоимость платных номеров, предлагающих участие в акциях и викторинах, проводимых контент-провайдерами не помешало бы сделать в виде интерактивной базы данных (как у "МЕГАФОН"), а не набора файлов в формате Excel. Правда, в разделе с примерами мошенничества информации немало - целых 18 возможных вариантов "развода" с описанием малоприятной реальности и рекомендациями по противодействию. Читай это абоненты чаще - глядишь, и случаев мошенничества было бы куда как менее.
Есть ресурс "Безопасное общение" и у "МЕГАФОН" - при этом информация тут агрегируется из всех регионов, где работает компания. Самое ценное здесь - вести. Например, в начале лета было оперативно выложено предупреждение о том, что объявились SMS-мошенники, обещающие передать результаты ЕГЭ досрочно, однако, конечно же, не бесплатно. Даже расплатившись, абоненты ничего не получают в ответ. В разделе "Справочная информация" есть не только лишь прямой телефон абонентских служб, но еще и адреса электронной почты для отправки письменного заявления, и стоимость звонков и отправки SMS на premium-номера.
Оставим в стороне антифродовые системы операторов связи, штрафы и особые фильтры на CPA-системах или в биллинге, призванные обнаруживать телефонные номера мошенников. Всё это - не для обычного пользователя. Сосредоточимся на пассивных сервисах безопасности, которые доступны всем без исключения пользователям мобильной связи. Лишь с той оговоркой, что их внедряют, в основном, большие операторы связи федерального масштаба.
Сколько стоит
Большая часть пострадавших абонентов, как показывают исследования операторов "Огромной тройки", веруют мошенникам, когда те утверждают, что премиальные SMS стоят 10 или 50 руб.. Подобных расценок на рынке просто нет. Если это не локальный проект оператора связи или общероссийская акция, в которой все компании принимают участие на добровольной или даже добрвольно-принудительной основе (как это было с короотким номером "1945" не так давно), то стоимость звонка не может оказаться менее 150 руб..
Наиболее простой метод защиты от мошеннических действий - точно знать стоимость звонка на какой-либо короткий номер. Теперь сервисы с информацией о стоимости звонков есть у МТС и "МЕГАФОН" ("Инфоконтент" и "Сотовый прайс" соответственно), лишь "ВЫМПЕЛКОМ" отказывается вводить подобный сервис.
Чтоб воспользоваться сервисом, требуется лишь только отослать бесплатное SMS-сообщение со знаком "?" (для МТС) или "$" (для "Мегафона") на короткий номер, который требуется проверить. В ответ придёт SMS следующего вида: "Исходящее SMS на номер XXXX: стоимость XX руб. с НДС; Входящее SMS с номера XXXX: стоимость 0,00 рубля с НДС, контент-провайдер "Имя провайдера", тел. X(XXX)XXXXXXX, WEB: http://www.cont-prov.ru". Есть и альтернативные варианты того же сервиса - например, абонент МТС может отослать SMS с текстом XXXX (цифры короткого номера) на сервисный номер 2282. А пользователю "МЕГАФОН" требуется набрать USSD-запрос *107*короткий номер# и нажать клавишу вызова.
Стоит учитывать, что премиальные номера с платным контентом могут быть лишь четырехзначными. Если это, например, шестизначный номер - значит, речь идёт о локальном проекте оператора связи, и тарифицироваться он будет как-то иначе. Для его проверки будет нужно звонить в абонентскую службу оператора связи.
Сотовые запреты
Результативный метод защиты от сотовых мошенников (который, к слову, действует и против некоторых вирусов для сотовых телефонов) - тотальный запрет на отправку коротких текстовых сообщений на четырехзначные контент-номера. Реализуется этот вариант, естественно, не в телефоне пользователя (впрочем для коммуникаторов наверное возможно было бы написать такую программу и с успехом её продавать), а на оборудовании провайдера услуг связи.
Операторы не горят желанием предоставлять пользователям такую возможность, однако определенные меры безопасности им всё же приходится вводит. В первую очередь, запрет отправки SMS на короткие номера есть почти на любом корпоративныом тарифном плане - как правило услуга называется "Запрет информационно-развлекательных услуг (за исключением голосовых услуг)".
Во-вторых, мелкие операторы как правило вводит подобные сервисы и для "частников", т.к. это является дополнительным конкурентным преимуществом - например, такая возможность есть у "Скай Линка". У операторов "Огромной тройки" о возможности запрета нередко отдельно не сообщается, однако она "зашита изначально" в некоторые тарифные планы, ориентированные на детей и подростков - например, "Классный" у МТС. В-третьих, такие сервисы присутствуют во массы проектах "виртуальных" операторов связи, которые выводятся на рынок по принципу "ничего лишнего": доступны лишь базовые услуги в виде голоса и SMS. Ну и, естественно, на специальных тарифах для пользователей USB-модемов возможность отправки SMS на короткие номера часто бывает "урезана".
Единственным оператором "Огромной тройки", имеющим сервис ограничения SMS-запросов, пока остаётся "МЕГАФОН". За 150 рублей в мес. абонент может оградить себя от этой напасти, подключив опцию услуга "Стоп-Контент". Ценообразование в этом случае, естественно, странное; запрашивая за услугу половину среднероссийского ARPU, оператор, возможно, пробует хотя бы не уменьшить свои доходы.
Полезная информация
Еще 1 способ выявления сотовых мошенников, которые "маскируются" под законопослушных поставщиков контент-услуг - вдумчивое изучение возможных методов "нападения". Специально для этого операторы "Огромной тройки" создали информационные сайты - последним это сделал столичный "МЕГАФОН".
Раздел о защите на официальном сайте МТС "закопан" в разделе "Безопасность"; без подготовки его может отыскать лишь целенаправленный посетитель, да и то не любой. Информация неплохо структурирована - ясно, как предоставляются контент-услуги, кто подобные сотовые мошенники, и как компания с ними борется. Лишь вот способы сотового мошенничества изложены наиболее общие. В специальном PDF-файле всего 6 пунктов: от распространения вредоносных программ до мошеннической подписки на разные платные сервисы. Есть не только лишь описание того, что это из себя представляет с примерами обращений, но еще и рекомендации по противодействию. Абсолютно правильно подмечено, что "большая часть мошеннических сервисов, схем и уловок построено на использования доверчивости и эмоциональности людей. Чаще всего абоненты веруют абсурдным обещаниям мошеннических сервисов и не проверяют условия предоставления какой-либо услуги". Правда, нигде не написано крупными буквами о том, что делать в случае, если абонент стал-таки жертвой мошенников (в этом случае нужно оформлять письменную жалобу оператору связи).
Сайт "ВЫМПЕЛКОМА" куда как более информативен - тут все разделено на 4 логичных раздела: от общих рекомендаций и популярных схем мошенничества до инструкций тем, кто всё же попался на уловки мошенников. Хотя, в раздел поддержки хорошо было бы добавить советов (например, если мошенники действуют при помощи SMS, то нужно сфотографировать это сообщение, а если встретился мошеннический сайт - сделать скриншот и сохранить адрес). Нет и типовых примеров жалоб оператору связи. Более того, стоимость платных номеров, предлагающих участие в акциях и викторинах, проводимых контент-провайдерами не помешало бы сделать в виде интерактивной базы данных (как у "МЕГАФОН"), а не набора файлов в формате Excel. Правда, в разделе с примерами мошенничества информации немало - целых 18 возможных вариантов "развода" с описанием малоприятной реальности и рекомендациями по противодействию. Читай это абоненты чаще - глядишь, и случаев мошенничества было бы куда как менее.
Есть ресурс "Безопасное общение" и у "МЕГАФОН" - при этом информация тут агрегируется из всех регионов, где работает компания. Самое ценное здесь - вести. Например, в начале лета было оперативно выложено предупреждение о том, что объявились SMS-мошенники, обещающие передать результаты ЕГЭ досрочно, однако, конечно же, не бесплатно. Даже расплатившись, абоненты ничего не получают в ответ. В разделе "Справочная информация" есть не только лишь прямой телефон абонентских служб, но еще и адреса электронной почты для отправки письменного заявления, и стоимость звонков и отправки SMS на premium-номера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий